Китайские корни Годзю-Рю часть 3 — Jundokan-Russia

Окинава Годзю-рю Каратэ-до Дзюндокан России

  • Китайские корни Годзю-Рю часть 3

В этой, последней, части мы продолжаем исследовать влияние Китая на формирование Годзю-Рю. Во 2-й части мы выяснили, что Мияги Тёдзюн занимался независимыми исследованиями и изучал не только систему Канрё Хигаонны. Но откуда Мияги почерпнул те ката, которые не давал ему Хигаонна? Чтобы понять это, нужно узнать больше о его друзьях из Исследовательского общества Каратэ и о китайском боевом руководстве «Бубиси»
— Матье Г. Равиньят —

Гокенки

Гокенки сопровождал Мияги Тёдзюна во время его поездок в Китай в 1915 и 1936 годах. Гокенки (Gokenki) (кит. Ву Кьянг(Wu Kiang) или Ву Хсен Куи (Wu Hsien Kuei, 1887-1940)) перебрался на Окинаву в 1910 году и работал в чайной компании Ейко Чако (Eiko Chako Tea Company). На Окинаве он обучал Белому Журавлю с 1912 года до года своей смерти в 1940. Он был близким другом Мияги (Miyagi), Мабуни (Mabuni), Кьёда Матаёси (Kyoda, Matayoshi), Ханасиро (Hanashiro), Кана Киндзё (Kana Kinjo) и других будущих мастеров. Гокенки – это почетное имя, которым его прозвали местные, и означающее «Великий и очень уважаемый мастер».

Во время совместной поездки в Фуцзянь, Гокенки познакомил Мияги с известными мастерами Кунг Фу, помог ему найти книги о китайский боевых искусствах и оказал влияние на развитие Тоон-Рю Кьёды, например, ката Нейпай. По словам Сейко Кьёды, Мияги Тёдзюн и Гокенки проводили долгие часы за игрой в Го, попивая чай и обсуждая боевые искусства (Higaonna 1996, p. 65).

Известно, что Гокенки обучил Мияги ката Нейпай (также известного как Найпайпо (Naipaipo)), и что Сейко Хига (Seiko Higa) всё ещё выполнял это ката в 1940-х годах. Однако, это ката было исключено из программы Годзю-Рю без известных нам на то причин, но осталось в программе Сито-Рю, а также в некоторых практиках кобудо и некоторых версиях Сёрин-Рю. Считается, что Гокенки имел отношение к созданию ката Тенсё, используя в качестве базы форму Роккисю (Rokkishu) из Белого Журавля.

По словам МакКенны, Гокенки преподавал следующие формы (McKenna 2000, стр. 14):

  • Хаппорен (Happoren) (Бабулиан/Пайпурен (Babulian/Paipuren)): восемь связанных шагов;
  • Нидзюхати-ити (Nijuhachi-uchi) (Эрсхибада (Ershibada) или Нейпай (Neipai)): двадцать восемь ударов;
  • Тюкуй (Chukyo) (Зёнгкуанг (Zhongkuang)): защита центральной оси.

Возможно, что эти формы повлияли на ката Мияги Тёдзюна. Но несмотря на это, ни одно из выше указанных названий не встречается среди ката Мияги, и ни одно из ката Годзю-Рю, кроме Сисочин, не начинается с типичных для Белого журавля движений. Поэтому я предполагаю, что Сисочин мог быть создан под влиянием Гокенки, но говорить в таком ключе о других ката однозначно нельзя.

То Даики

То Даики (To Daiki) (или Танг Даитзи (Tang Daiji)) родился в Яоше (Yaosha), в 50 километров западнее Фучжоу (Fuzhou) в провинции Фуцзянь (Fujian). В 1915 году он переехал на Окинаву, где устроился на работу в чайный двор к своему брату и в китайский ресторан в восточном районе Наха. Он быстро обустроился и женился на окинавской женщине по имени Исира Мичико (Ishira Michiko). Интересно, что Фудзивара (Fujiwara) и Гима (Gima) уверены, что он обучал Кулаку пяти предков, который мог включать в себя следующие формы:

  • Чинто (Chinto) (Чентоу (Chentou)): опущенная голова;
  • Сесан (Sesan): великое тринадцать;
  • Вандо (Wando): ?;
  • Гоко Чойо (Goko Choyo): пять тигров утреннего солнца.

Можно точно сказать, что Кулак пяти предков включает в себя форму под названием Чентоу (Chentou) (опущенная голова). Интересно, что ката Чинто (Chinto) также начинается с защитного действия и опускания головы. Кулак пяти предков к тому же содержит форму под названием Гоко Сен (Goko Sen) или Битва Пяти Тигров (Five Tiger Battles).

Кулак пяти предков является стилем Кунг Фу преподаваемый и широко известный в провинции Фучжоу, в районах Цюаньчжоу (Quanzhou) и Сямьэнь (Shamen) (Амоу (Amoy)), где жил Даики. Учитывая, что он обучал формам Чинто (Chinto) и Гоко Чойо (Goko Choyo) (Гоко Сен (Goko Sen)), которые по сути являются формами Кулака пяти предков, логично предположить, что он преподавал Кулак пяти предков.

Вероятно, что китайский купец То Даики через Гокенки мог познакомиться с Мияги Тёдзюном и Кенва Мабуни (Kenwa Mabun), а также присоединиться к Кенкукай. Известно, что он участвовал в демонстрации 1920 года. (Fujiwara и Gima 1986, стр. 74). Но в 1930 из-за бедственного положения ему пришлось уехать в Китай, где он умер в 1937 году. Если эти даты верны, то он вполне мог быть активным членом Кенкукай в течении 10-15 лет, что довольно продолжительно по времени, чтобы оказать влияние на каратэ Мияги Тёдзюна. Хотя ни одна из указанных форм не встречается в Годзю-Рю, вероятно, что на их основе были разработаны остальные ката. Также, возможна ситуация, при которой они могли быть разработаны непосредственно То Даики, поскольку нельзя исключать, что Даики знал и другие формы, о которых нам не известно.

«Бубиси»

«Бубиси» – это китайское руководство по Кунг Фу, в котором рассказываются принципы и техника исполнения стилей Белого Журавля и Лохан. Дата составления и распространения этого руководства на Окинаву оспаривается. Тем не менее, покойный Дай Сенсей Мейтоку Яги (Meitoku Yagi) считал, что руководство было создано в одной из 36 китайских семей, прибывших в район Куме (Kume) в Наха (Naha) во времена династии Мин (1368-1644). Также, имеются предположения, что Окинавская «Бубиси» является частью книги, написанной известным военным стратегом Мао Яань И (Mao Yuan Yi), жившим во времена династии Мин. Однако, существующие копии «Бубиси» (или Ву Бей Чжи (Wu Bei Zhi) на китайском языке) не содержат материалов, найденных в Окинавской «Бубиси», хотя сходства между тридцатью двумя техниками открытых рук имеются. Вероятно, что связь между этими руководствами существовала на более ранних этапах. Считается, что тридцать две техники открытых рук в Ву Бей Чжи (Wu Bei Zhi) были описаны известным японским охотником на пиратов генералом Ци Цзигуан (Qi Jiguan’s) (1522-87) и опубликованы в 1561 году Цзисяо Цинсю(Jixiao Xinshu) (McCarthy 1995, стр. 27).

Тем не менее, Мияги Тёдзюн считал, что «Бубиси» представляет из себя древний китайский трактат, передаваемый от мастера к ученику, в течении многих веков, и что Канрё Хигаонна познакомился с этим трактатом и занялся его изучением в 1828 в Наха. С его помощью Мияги мог проверить правильность полученных им от своего учителя принципов. Это объясняет почтительное отношение Мияги Тёдзюна и Кьёды Дзюхатсу к «Бубиси». Учитывая наличие в книге техник «Белого Журавля», можно объяснить почему так много адептов Наха обращались к Гокенки за советом. Это также объясняет, почему Кьёды Дзюхатсу завершил систему Хигаонны введением ката Непай (Nepai) (узнал его у Гокенки), а также почему Мабуни (Mabuni) ввёл Нипайпо (Nipaipo) (изменённый Нейпай, полученый от Гокенки), Хакучо (Hakucho) и Пайпурен (Paipuren) (все они получены от Гокенки). Считается, что основной мотивацией для добавления ката Тенсё послужило мнение Гокенки и его знание о технике рук Роккисю (Rokkishu) (см. рисунок) содержащейся в «Бубиси». Кроме того, название Годзю-Рю происходит их стиха «Поэмы о кулаке» (Poem of the Fist) или Кенпо Хакку (Kenpo Hakku), который также содержится в китайском «Бубиси». Наконец, в «Бубиси» содержатся общие принципы жёсткого и мягкого дыхания, принципы баланса твёрдых и мягких техник, а также философия, лежащая в основе Годзю-Рю.

Кенкукай

В 1926 году, для того, чтобы гарантировать сохранность каратэ как окинавского достояния, Сенсей Ханасиро Тёмо (Hanashiro Chomo) с помощью Мияги Тёдзюна преобразовал Рюкю То-Дэ Кенкукай (Ryukyu Toudi Kenkyukai) (То-Дэ – «Китайская Рука»). Мияги взял заём на строительство нового додзё для их организации, а гарантом поэтому заёму был никто иной как Гокенки. Организация разместилась в Асахигакака (Asahigoaka), Вакаса-чо (Wakasa-cho) и Наха-Си (Naha-Shi). Учредителями были Сенсей Мияги Тёдзюн, Ханасиро Схомо (Hanashiro Chomo), Мотобу Тёоу (Motobu Choyo) и Кенва Мабуни (Kenwa Mabuni). Среди других мастеров, часто посещавших додзё были Кьёда Дзюхатсу, Сейкичи Уехара (Seikichi Uehara), Симпэн Гусукума (Shimpan Gusukuma), Гокенки и Даики (Tang Daiji). Все эти люди тренировались вместе, обменивались знаниями и разработали множество новых методов обучения. Морио Хигаонна полагает, что именно здесь Мияги создал Дзюмби Ундо (Yobi undo) (комплекс разминочных упражнений), Ходзё Ундо (Hojo undo) (комплекс упражнений с инвентарём), основы Санчин, а затем и само ката (Higaonna 1996, p. 63). Несомненно, общение Мияги с этими мастерами повлияло на состав современного Годзю-Рю. Тем не менее, однозначно нельзя сказать, как сильно было это влияние, но его было достаточно, чтобы учитывать эти моменты.

Заключение ко 3-й части

Очевидно, что Гокенки, Даики, «Бубиси» и «Кенкукай» оказали влияние на Мияги Тёдзюна и на формирование современного Годзю-Рю. Неясным же остаётся то, были ли разработаны ката, полученные не от Хигаонны, в результате поездок Мияги в Фуцзянь, в результате общения с мастерами на Окинаве или в результате их совместного влияния.

Общее заключение

В этом эссе я попытался разобраться в следующих вопросах:

  1. Первый и самый важный вопрос заключается в противоречивости информации о Рю Рю Ко, полученной из Китайских источников. Имеющиеся даты не отвечают действительности, а информация о его профессии противоречит доверенным источникам из Окинавы. Основываясь на этой противоречивой информации было допущено, что стиль Годзю-Рю образовался на базе Белого Журавля (Whooping White Crane). Разобравшись в этой информации, мы увидели, что у нас слишком мало фактов для её подтверждения. Несмотря на то, что имеются определённые сходства в названиях и внешних формах исполнения ката, понимание, заложенное в Белый Журавль и понимание, заложенное в ката Хигаонны, существенно отличаются. Для разрешения этих противоречий я предположил:
    • Имя Рю Рю Ко (Ryu Ryu Ko) в окинавской фонетике звучит как Вай Сянсян (Wai Xianxian), вероятно, что в китайских записях речь идёт о другом человеке;
    • Вай Сянсян был старше Хигаонны и являлся его первым учителем;
    • Стиль, практикуемый Хигаонной, хоть и связан с Белым Журавлём, но таковым не является. Этот стиль старше и известен как Лохан (Раканкен (Rakanken).
  2. Второй вопрос заключается в том, где Мияги Тёдзюн мог научиться тем ката, которым Хигаонна его не обучал?
    Моё мнение по этому вопросу заключается в следующем: маловероятно, что Мияги мог узнать эти ката у Канрё Хигаонны, учитывая, что старший ученик Кьёда Дзюхатсу не знал их. Во-вторых, существуют явные стилистические различия между ката Хигаонны и другими ката в системе Годзю-Рю. Вполне вероятно, что Мияги Тёдзюн узнал их из других китайских источников, или же на Окинаве у Гокенки или Даики, или же во время его поездки в Фуцзянь.
  3. Неясно, на сколько мастера с Окинавы могли повлиять на формирование Годзю-Рю. В частности, неясно, могли ли Гокенки и Даики обучить Мияги ката полученным не от Хигаонны.
    Отвечая на этот вопрос, я предположил, что Гокенки повлиял на создание Тенсё и возможно на включение ката Сисочин в состав Годзю-Рю. Во-вторых, Даики мог обучить Мияги тем ката о которых нам неизвестно. В-третьих, Кенкукай определённо повлияла на педагогические особенности в Годзю-Рю. В-четвертых, из «Бубиси» были взяты некоторые теоретические и философские аспекты.

Новые направления для исследований

Исходя из всего сказанного в моём эссе, предлагаю два направления для исследования связи между китайскими направлениями и Годзю-Рю:

  1. Поиск генеалогической информации о семье Рю Рю Ко, чтобы отследить родственную связь с кем-то, кто был официальным чиновником в период времени, соответствующий карьере Вай Сяньсянь.
  2. Поиск местонахождения Бува (Buwa), место в провинции Фуцзянь в Китае, о котором говорил Мияги Тёдзюн в 1936 году на Встрече Мастеров (Meeting of Masters). Также важно понять, какие традиционные боевые искусства преподавали в этом месте.

Литература

  1. Higaonna, M. (1996). The History of Karate: Okinawan Goju Ryu Karate, Dragon Books.
  2. McCarthy, P. (1995). Bubishi: The Bible of Karate, Tuttle.
  3. Miyagi, Ch. (1993). An Outline of Karate Do (transl. McCarthy), IRKS.
  4. McKenna, M. (2000). Wu Xianhui and Tang Daiji: Pioneers of Okinawan Karate, Dragon Times Vol. 20, pp. 13-15.
  5. McKenna, M. (2000). Wu Xianhui and Tang Daiji: Pioneers of Okinawan Karate, Dragon Times Vol. 20, 2000, pp. 13-15.
  6. Nagamine, S. (2000). Tales of Okinawa’s Great Masters (transl. McCarthy), Tuttle. Ohtsuka, T. (1991), Bubishi, Baseball Magazine.
  7. Swift, Ch. J. (2003), The Kenpo of Kume Village. Dragon Times Vol. 23, pp. 10, 11, 12, 34.
  8. Yagi, M., Wheeler, C., Vickerson, B. (1998). Okinawan Karate-Do Gojyu Ryu Meibukan, Action Press.

октябрь 2017 г.

Автор: Матье Г. Равиньят (Mathieu G. Ravignat)

Публикация: Meibukan Magazine No 4 February 2005

Перевод: Алексей Юшкин

 

Опубликовано: 25.10.2017 в 12:12

Категории: История