- В память о моём сэнсэе Мияги Тёдзюне. Накайма Генкай (Genkai Nakaima).
Примечание автора: Это перевод статьи «Мияги Тёдзюн – мастер каратэ. Его доброта безгранична. Он учит нравственности», написанной Накайма Генкайем и опубликованной в 70 номере местного ежемесячного журнала Аой Юми (Aoi Umi) в феврале 1978 года (страницы 99-100), издаваемого Аой Юми Суппанса (Aoi Umi Shuppansha). В этом выпуске рассказывалось о мастерах окинавского каратэ. Журнал уже снят с производства. Оригинальное название – «Онтаку Мурё, Нинген Но Мити Во Току Будзин Мияги Тёдзюн» (Ontaku Muryo, Ningen No Michi Wo Toku Bujin Miyagi Chojun).
Переведено на английский Sanzinsoo.
Однажды весной, когда я только-только перешел во второй класс средней школы, мой одноклассник Тамагусуку Бунсун (Bunshun Tamagusuku) спросил меня: «Почему мы не обучаемся каратэ у мастера Мияги Тёдзюна?» Об этом его спросил его дядя, Синдзато Дзин-ан (Jin-an Shinzato). Синдзато Дзин-ан отправил Сакияма Тацутоку (Tatsutoku Sakiyama) (в то время его звали Сенаха Тацутоку (Tatsutoku Senaha)), Нандзё Кидзю (Kiju Nanjo) (в то время его звали Азама Кидзу (Kiju Azama)) и меня изучать каратэ к мастеру Мияги Тёдзюну.
Синдзато Дзин-ан был моим соседом. На тот момент он уже закончил торговую среднюю школу города Наха и был выпускником. Он снимал жильё у м-р. Куниёси Юкея (Mr. Yukei Kuniyoshi).
По вечерам, Синдзато повязывал вокруг шеи белый шарф и выходил из деревянных ворот дома м-р. Куниёси Юкея. Тамагусуку Бунсун, я и иногда Сакияма Тацутоку собирались там.
Синдзато цеплялся за верхнюю планку деревянных ворот и подтягивался. Он показывал нам как высоко может поднять подбородок над перекладиной. Затем он демонстрировал как много раз он может подтянуться. А также он научил нас подтягивался на одной руке.
Позже, мы часто собирались по вечерам на школьной площадке (Naha Jinjo Koto Shogakko), выполняя различные упражнения на турниках и брусьях. Благодаря Синдзато мы научились делать подъем с переворотом и переворот через спину, сальто и другие продвинутые техники.
Вскоре Синдзато Дзин-ан поступил в полицейскую академию.
Четверо из нас, Тамагусуку Бунсун, Сакияма Тацутоку (= Tatsutoku Senaha), Нандзё Кидзю (Kiju Nanjo ( = Kiju Azama)) и я (Genkai Nakaima) решили обучаться каратэ у мастера Мияги Тёдзюна.
Сначала мне было необходимо получить разрешение моего отца. Когда ему было 3 года, японское правительство учредило клан Рюкю, в качестве первого шага по уничтожению королевства Рюкю и создании префектуры Окинава (1872 год – 5 эпоха Мэйдзи).Отцу было 10 лет, когда замок Сюри был оккупирован японскими войсками. Королевство Рюкю было упразднено и присоединено к Японии как префектура (1879 год – 12 эпоха Мэйдзи).
Так как мой отец родился в такое непростое время и наши предки прибыли из Китая, то наша семья не могла позволить себе образование для моего отца по японской системе «Ямато Гакумон», поэтому мой отец не ходил в школу. Тем не менее он был очень сильным и гибким из-за того, что выполнял тяжёлую работу. Я слышал, что он был неплохим борцом сумо Окинавского стиля. Он очень радовался, когда я победил на соревнованиях по атлетике.
Это была весна 1923 года, мне тогда было 15 лет, и я сказал отцу, что хочу изучать каратэ у сэнсэя Мияги. Он ответил мне: «Это будет здорово, если ты будешь учиться у Миягисику Буси (= мастер каратэ Мияги)!» и дал мне разрешение. В то время сэнсэй Мияги уже был знаменит своим каратэ, поэтому мой отец считал его идеальным учителем для меня.
Мы, жители деревни Кумэмура на острове Окинава, гордились своим китайским происхождением. Мы верили, что наши предки прибыли на Окинаву из Китая, поэтому высоко ценили не только китайскую литературу, но и боевые искусства. Что касается литературы, то для молодёжи мы основали школу «Мэйриндо», сегодня она была бы чем-то вроде колледжа. Что касается боевых искусств, таких как каратэ и бо, то мы тренировались индивидуально, в соответствии с нашими физическими и другими возможностями.
В культурную программу фестиваля в школе «Мэйриндо» входили выступления Бо, Тессхаку или Тайчи, «Сэйсан», «Сисочин», «Тохай» и «Супаренпей». Большинство выступлений каратэк были такими же, как и то, чему учил нас сэнсей Мияги.
Итак, тренировки у сэнсэя Мияги начались. Мы тренировались после школы с 3 часов дня до 8 вечера, три раза в неделю понедельник, среду и пятницу в доме сэнсэя Мияги, а не в додзё, как сейчас. Спустя некоторое время, мой одноклассник Тамагусуку Бунсун ушёл, поэтому нас осталось трое: Сакияма Тацутоку, фамилия которого в то время была Сенаха, Нандзё Кидзю, фамилия которого в то время была Азама, и я.
Наши тренировки состояли из подготовительных упражнений, различных дополнительных упражнений и перемещений в Санчин.
Согласно объяснениям сэнсэя Мияги, выполняя подготовительные упражнения и выполняя физические упражнения, мы готовим себя непосредственно к тренировкам каратэ, таким как выполнение ката «Санчин» и другие. В этих упражнения также есть элементы разминки. Другое значение подготовительных упражнений заключается в развитии физической силы путём тренировки нужных групп мышц, для того чтобы мы могли пользоваться ими в различных ситуациях. Проще говоря, мы строим наше «каратэ-тело» с помощью подготовительных упражнений. Дополнительные упражнения являются своего рода тренировкой технических элементов ката. Они помогают нам понять науку и логику каратэ, и в то же время развивают наше каратэ, которое также будет совершенствоваться вместе с развитием наших физических возможностей.
Так мы закладываем основы каратэ, выполняя подготовительные и дополнительные упражнения.
После тренировки, в течении двух или трёх часов, сэнсей Мияги рассказывал нам разные истории. Темами его рассказов были не только технические аспекты каратэ, но и мировые дела, текущая ситуация в кругах каратэ, происхождение каратэ, его отношение к каратэ и буддизму, каратэ в традиционных Окинавских фестивалях и другие темы. Тогда мы были младшими школьниками, но сэнсэй Мияги рассказывал нам правду о каратэ, о душе мастера каратэ, о пути каратэ, а именно о пути человека с высокой моралью. Я до сих пор помню его светлое лицо с пронзительным взглядом, в которых я видел любовь и доброту настоящего мастера каратэ.
Теперь я расскажу вам о некоторых словах сэнсэя Мияги.
«Если вы практикуете только Санчин всю свою жизнь, то вам не нужно практиковать другие ката. Санчин – это существенно и важно». Однажды я спросил его: «Как часто вы практикуете Санчин, чтобы быть уверенным, что выполняете его хорошо?» Он ответил: «Я думаю, что хорошо выполняю Санчин только один раз из 30». В то время он был ещё молод, 34 или 35 лет. Его слова до сих пор впечатляют меня.
«Положение рук в конце Санчин такое же, как у статуи Будды». Сэнсэй Мияги часто рассказывал нам эту историю. Я думаю, что положение рук в конце Санчин – самое прекрасное выражение молитвы. На самом деле я видел аналогичное положение рук у статуй Будды в некоторых храмах.
«Годзю – это Ива, раскачиваемая сильным ветром», — сказал сэнсей Мияги. Сильный ветер дует на Иву. Ива никогда не сопротивляется ветру и поддаётся ему, но она никогда не сломается и не разрушится. Так мы используем преимущество силы противника. Это секрет, который мы должны познать на практике.
Я думаю, что это было в 1926 году, тогда проходили национальные атлетические выступления в саду перед храмом Мэйдзи в Токио. Господин Синдзато Дзин-ан, ученик сэнсея Мияги, принял участие в этих выступлениях, чтобы продемонстрировать классическое боевое искусство – каратэ. Тогда организаторы спросили его «Как называется Ваш стиль?», он ответил: «Стиль Годзю-Рю». Позже он рассказал об этом сэнсею Мияги, и сэнсей утвердил это название. С тех пор мы называем свой стиль Годзю-Рю.
Я спросил: «Сэнсэй, у Вас что, глаза на затылке? Вы замечаете нас, даже если мы крадёмся сзади и немедленно оборачиваетесь на нас». Сэнсэй Мияги ответил: «Ни у кого нет глаз на затылке. Однако, когда я иду по дороге, то иногда чувствую что-то странное. Я думаю, что это так называемое шестое чувство».
«Мы всегда должны быть осторожны, когда поворачиваем за угол, идём в дождь по улице, поднимаемся вверх или спускаемся вниз по лестнице и т.д. Это важно для самообороны. Если мы достаточно практикуем наше каратэ, то привыкаем быть осторожными. В результате длительных тренировок мы можем развить так называемое шестое чувство и, если кто-то следит за нами – заметить его».
«Изучать каратэ в наши дни – это как ходить в темноте без фонаря. Нам приходится нащупывать дорогу в темноте», сказал сэнсэй Мияги. Он так же сказал мне: «В каратэ очень много вещей, которые не имеют смысла, и также много вещей, которые я не могу понять. Поэтому пока живы наши старшие мастера, мы должны встречаться с ними и задавать много вопросов. Я думаю, что всё ещё очень трудно найти ответы, даже если мы так делаем». Иногда я ходил вместе с ним к старшим мастерам: сэнсэю Ханасиро Тёмо (Chomo Hanashiro) и Итоси-Но-Танми (Itosu-No-Tanmee) (= Итоси – старый мастер), чтобы послушать их рассказы о каратэ.
В 1926 году (последний год эпохи Тайсё) мастера каратэ собрались вместе и основали на южной стороне Асахигаоки в Вакасамати, в городе Наха клуб для исследования каратэ. Мастера участвовавшие в этом: Мияги Тёдзюн, Кёда Дзюхацу, Мотобу Уме, Мотобу Сааруу (= Мотобу Тёки), Мабуни Кенва, Тахара Тайзё, Гусукума Синьпан.
В 1 и 15 день каждого месяца они поклонялись Бусину (Богу боевых искусств). Сакияма Тацутоку (= Сенаха Тацутоку), Нандзё Кидзю (= Азама Кидзю), Тазаки Когью, Яги Камадэ (сейчас он в Южной Америке), Кина Сейко и я (Накайма Генкай) также вступили в клуб и обучались там каратэ.
Сэнсей Мияги утвердил изменения в написании «каратэ» на кандзи с «Китайской руки» на «Пустая рука». Кандзи для каратэ «Китайская рука» постепенно превратился в кандзи для каратэ «Пустая рука».
Так же как дзю-дзюцу превратилось в дзюдо, Мияги посвятил себя развитию каратэ от боевого искусства «каратэ» до пути каратэ «каратэ-до».
Когда мастер дзюдо Кано Дзигоро посетил Окинаву в 1925 году (Тайсё 14), мы продемонстрировали ему каратэ Годзю-Рю в общественном зале города Наха. Сэнсэй Мияги лично давал пояснения Кано Дзигоро. Дружеская встреча Кано и Мияги, основателей двух стилей, была ярким светом для каратэ-до и большой удачей для развития дзюдо.
Учение «Тайсё Кенкоку» было создано в Японии во время второй мировой войны. Фактически, упражнения «Тайсё Кенкоку» состояли из ката каратэ, поэтому его можно назвать разновидностью каратэ.
Насколько мне известно, сэнсэй Мияги никогда не хвастался своим каратэ. Поэтому мы также никогда не говорили о каратэ как в школе, так и вне школы. Мы твёрдо помнили, что не должны публично показывать каратэ другим людям.
Когда высокоранговые инструкторы Кодокана заехали на Окинаву по пути в Тайвань, они просили нас показать им каратэ. Сакияма Тацутоку (= Сенаха Тацутоку), Нандзё Кидзю (= Азама Кидзю) и я (Накайма Генкай) продемонстрировали каратэ в зале для дзюдо во второй средней школе. После того, как инструкторы по дзюдо покинули школу, сэнсэй Мияги посетил Накачи Сохоку, учителя второй средней школы, и поинтересовался «Как мои ученики продемонстрировали каратэ?»
Когда принц Такаматсуномия посещал Окинаву, сэнсей Мияги назначил меня для демонстрации Санчин, как представителя Годзю-Рю. Я выполнял Санчин только в штанах, как во время обычной практики. Сэнсэй Мияги не демонстрировал каратэ.
Ритм каратэ, пронизывающий воздух – это мудрость небесного благословения. Это то же самое, что ритм традиционного Окинавского танца или Рюкю Буё.
Давайте продолжать эти поиски в темноте, чтобы преуспеть в великих делах, оставленных нам сэнсэйем Мияги.
март 2020 г.
Автор: Накайма Генкай (Genkai Nakaima)
Перевод с японского: San Zinsoo (http://seinenkai.com)
Перевод: >Юшкин Алексей (a.yushkin@jundokan-russia.ru)
Армен Григорян (agrig@jundokan-russia.ru)
Донсков Алексей (a.donskov@jundokan-russia.ru)