- Мияги Тёдзюн — исторический очерк о Каратэ-до, боевом искусстве Рюкю
Замечания (к английскому переводу):
Название на японском языке звучит как «Рюкю кэмпо каратэ-до энкаку гайо».
Это эссе появилось в качестве предисловия к двум книгам: «Окинава Но Каратэ-до» Нагаминэ Сёсина (1975, изд. Синдзинбутсу Ораиса) и «Окинавадэн Годзю-рю Каратэ-до» Миядзато Эйити (1979, изд. Дзитсугионо Секаиса). Некоторые части в переводе опущены.
Замечания к оригинальному тексту:
Это эссе было написано и подготовлено Мастером Мияги Тёдзюном специально для членов клуба, когда он читал нам лекцию «О каратэ-до» и проводил его демонстрацию в лекционном зале на 4 этаже в Мэйдзи Сётэн в Сакаисудзи, Осака, 28 января 1936 года.
1. Предисловие
Что такое каратэ? Это искусство, при помощи которого мы упражняем сознание и тело для укрепления своего здоровья в повседневной жизни, но в случае опасности оно является искусством самозащиты без какого-либо оружия. В большинстве случаев мы сражаемся, используя свое тело – кисти, стопы, локти и т. д., чтобы победить соперника. Однако в некоторых случаях, в зависимости от ситуации, мы можем также использовать оружие (например, бо, саи, нунчаку, тонфа, виику, кама и т.д).
Часто люди неправильно понимают каратэ. Когда они видят, как кто-нибудь разбивает пять деревянных досок или несколько кусков черепицы своим кулаком, они считают, что это является основной частью каратэ. Конечно же, это не основная часть каратэ-до, а незначительная часть каратэ. Как и в случае других боевых искусств, конечной целью является понимание и овладение сутью Каратэ-до или Тао каратэ-до, которое находится за пределами техники и которое невозможно описать словами.
2. Как боевые искусства были принесены на Рюкю (Окинаву)?
Название «каратэ» – это специальный термин на Рюкю. Каратэ-до возникло из китайского кунг-фу. У нас есть мало книг по истокам китайского кунг-фу, так что мы не можем сделать непосредственный вывод, но в соответствии с одной теорией, боевые искусства возникли в Центральной Азии где-то в районе Турции, когда была построена древняя цивилизация. И потом они были постепенно принесены в Китай. Однако есть и другая теория. Она утверждает, что около 5000 лет назад китайское кунг-фу возникло во времена Желтого Императора (император Хуан), который построил бриллиантовую культуру в бассейне Желтой реки. В любом случае, нетрудно представить, что прототип боевых искусств был рожден боевым духом, необходимым для борьбы, которым человеческое существо обладает от природы.
Например, большинство стилей в китайском кунг-фу были созданы как подражание схваткам животных или птиц. Это можно видеть из названия этих стилей, таких, как Стиль Тигра, Стиль Льва, Стиль Обезьяны, Стиль Собаки, Стиль Журавля и т. д. В несколько более позднем возрасте китайское кунг-фу разделилось на Южную школу и Северную школу. Более того, каждая школа разделилась на Нэйдзя и Вайдзя. Нэйдзя в основном характеризуется мягкостью, и это защитное боевое искусство. Уданское Кунг-фу (например, Тайцзы) – это типичное Нэйдзя. Вайдзя характеризуется, в основном, жесткостью, и это агрессивные боевые искусства.
Шаолиньское кунг-фу – это типичное Вайдзя, которое было создано в храме Шаолинь на горе Суншань в провинции Хэнань. И позднее, во времена династии Тан и династии Сун мы можем обнаружить многих воинов кунг-фу, находившихся на высоте своего успеха.
Когда мы рассматриваем вопрос о том, как Каратэ-до было принесено на Рюкю (Окинаву), у нас есть различные точки зрения без каких-либо исторических свидетельств. Мы пока еще не пришли к правильному заключению на этот счет. Есть три основных точки зрения, а именно: «Тридцать шесть китайских иммигрантов», «Записки Осимы» и «Заимствование в период Кейчо». Вот краткое объяснение каждой из них.
Тридцать шесть китайских иммигрантов
В 1392 году (династия Мин в Китае) тридцать шесть китайских иммигрантов прибыли на Рюкю из провинции Фудзян. Как раз в это время каратэ было принесено на Рюкю китайскими иммигрантами из провинции Фудзян.
Записки Осимы
В 1762 году торговый корабль из королевства Рюкю был застигнут тяжелым штормом по пути в Сацуму (ныне префектура Кагосима) и был выброшен на берег на берегу Осима Тоса (теперь префектура Кочи). Сиохира Петин, занимавший высокую должность на корабле, был образованным человеком. Ему помог Чоки Тобэ, интеллектуал, который жил в Осиме. Тобэ записал интересные рассказы Сиохиры о королевстве Рюкю. Его записи получили название «Записки Осимы». В третьем томе «записок» говорится: «Косанкун, воин кунг-фу, прибыл из Китая на Рюкю (Окинаву) и привез с собой своих последователей. Согласно Запискам, в то время люди называли боевые искусства «Кумиай-дзюцу», а не каратэ. Эти записки – наиболее надежное литературное свидетельство о каратэ.
Заимствование в период Кейчо
В 1609 году (14й год периода Кейчо) клан Симазу в Сацуме (ныне префектура Кагосима) завоевал королевство Рюкю и запретил населению Рюкю иметь оружие. Некоторые убеждены, что Каратэ-до возникло стихийно в ответ на жестокое давление со стороны Сацумы. Другие настаивают на том, что Каратэ-до не было местным изобретением, а было заимствовано из Китая. Я думаю, резонным является предположение, что Каратэ-до явилось сплавом боевых искусств из Китая и «Тэ», местного боевого искусства, которое уже существовало, то есть, Каратэ-до было разработано замечательным образом, и даже сегодня оно рационализируется и развивается. Есть еще несколько различных мнений относительно истоков Каратэ, но они являются популярными заблуждениями, и их не стоит слушать.
Как замечено выше, мы до сих пор не имеем какой-либо определенной и убедительной точки зрения. В любом случае, Каратэ-до было разработано, изменялось и улучшалось в течение очень многих лет.
3. Распространение каратэ в прошлом
Мы также не знаем истоков названия «каратэ», но это правда, что название «каратэ» создано недавно. В старые времена оно называлось «Тэ». В те времена люди обычно практиковали Каратэ-до тайно, и мастера обучали нескольким продвинутым ката из числа всех остальных только своих лучших учеников. Если у мастера не было подходящего ученика, он не преподавал их никому, и, очевидно, такие ката полностью вымерли. В результате многие ката не дошли до нас.
Примерно в середине периода Мэйдзи (1868-1912) видные мастера Каратэ упразднили старый режим секретности. Каратэ-до стало открытым для публики, и оно вскоре получило признание в обществе. Это стало началом развития каратэ. В условиях быстрого культурного прогресса Каратэ-до было также признано системой физического совершенствования и было принято в качестве школьного предмета. Таким образом, Каратэ-до завоевало общественное признание.
4. Как мы обучаем Каратэ-до сегодня
Согласно устным рассказам, в старые времена методика обучения Каратэ-до делала упор на техники самозащиты. При помощи девиза «в каратэ нет первой атаки» учителя показывали своим ученикам моральные аспекты. Однако я слышал, что в реальности они были склонны пренебрегать этими моральными принципами. Так вот, постепенно методика обучения улучшалась с течением времени. Теперь мы закончили и упразднили неверную традицию того, что называется «сначала тело, потом сознание» и направились к Тао боевых искусств или к правде каратэ. В итоге мы обрели правильный девиз «сначала сознание, потом — тело», и это означает, что Каратэ-до – то же самое, что и Дзен.
Вот те, кто сегодня занимается преподаванием Каратэ-до в префектуре Окинава и вне Окинавы (в произвольном порядке)
В префектуре Окинава:
Кэнтсу Ябу, Тёмо Ханасиро, Тётоку Къян, Анбун Токуда, Киода Дзюатсу, Тёсин Тибана, Дзинсей Камийя, Синпан Сирома, Сейко Хига, Камадо Накасонэ, Дзин-ан Синзато, Тёдзюн Мияги.
Вне префектуры Окинава:
Гитин Фунакоси, Тёки Мотобу, Кэнва Мабуни, Масару Саваяма, Санью Сакаи, Модэн Ябику, Дзизабуро Мики, Ясухиро Кониси, Синдзи Сато, Мизуинэ Муцу, Камесукэ Хигаонна, Синдзюн Оцука, Син Тайра, Коки Сирома, Канбун Уэичи.
5. О стилях или «рю» Каратэ-до
Существует несколько мнений относительно «рю» или стилей Каратэ-до на Рюкю (Окинава), но это всё – догадки, без какого-либо определенного исследования или свидетельств. В этом отншении мы чувствуем себя так, как будто двигаемся ощупью в темноте.
В соответствии с самой популярной из всех точек зрения, мы можем классифицировать Каратэ-до на два стиля: Сёрин-рю и Сёрэй-рю. Утверждается, то первый подходит для плотных людей, второй – для худых. Однако, многими исследованиями доказано, что это мнение ложно. Пока что есть только одна точка зрения, которой можно доверять. А именно: в 1828 году (династия Цинь в Китае) наши предки переняли стиль Кунг-фу из китайской провинции Фудзянь. Они продолжили обучение и образовали каратэ Годзю-рю. Даже сейчас существует ортодоксальная группа которая наследует истинное и подлинное каратэ Годзю-рю.
6. Свойства каратэ
Вот некоторые хорошие качества Каратэ-до:
- Для занятий каратэ не требуется большого пространства.
- Вы можете заниматься каратэ самостоятельно. Также можно делать это в группе с другими занимающимися.
- Вам не обязательно тратить много часов на занятия каратэ.
- Вы можете выбрать ката, подходящее вам по физической силе и практиковать его независимо от возраста и пола.
- Вы можете заниматься каратэ, не тратя много денег, используя простое снаряжение (например, макивару) или без него.
- Каратэ-до очень эффективно как средство укрепления здоровья. Есть много практикующих каратэ, которые здоровы и живут долго.
- В результате тренировки сознания и тела, вы можете воспитать свой характер и обрести неукротимый дух.
7. Будущее каратэ-до
Времена, когда каратэ обучали тайно, прошли, и наступило новое время, когда мы практикуем и обучаем каратэ публично и официально. Таким образом, у каратэ светлое будущее. Получив такую возможность, мы должны перестать преподносить каратэ-до так, как будто это таинственное и магическое боевое искусство на маленьком острове под названием Рюкю. Нам нужно открыть каратэ для общества и воспринять критику, суждения и уроки от других боевых искусств, получивших признание. В будущем мы должны изобрести совершенные средства защиты для безопасного проведения турниров по Каратэ-до [Сиай] подобно другим боевым искусствам, так, чтобы Каратэ-до стало одним из японских боевых искусств.
Сегодня Каратэ-до стало популярным по всей Японии, где многие изучают его очень усердно. Каратэ-до популярно даже за пределами Японии. Есть такой человек, который закончил Токийский университет. Теперь он распространяет и изучает Каратэ-до в Европе. В мае 1934 я получил предложение распространять и обучать Каратэ-до на Гавайях, в США, от проживающих там окинавцев и от одной газеты. С тех пор на Гавайях создали клубы каратэ-до. Как замечено ранее, теперь Каратэ-до стало не только японским, но и международным боевым искусством.
8. Метод обучения каратэ
Так же как любой человек имеет свои отличительные черты, развитие мускулов различается в зависимости от того, как он или она их использует. Таким образом, в первую очередь, мы выполняем Дзюмби Ундо (подготовительные упражнения), чтобы подготовить мышцы так, что упражнения Каратэ-до будут выполняться легче; затем идут кихон (основные ката), Ходзё Ундо (дополнительные упражнения), Кайсю ката и тренировка кумитэ. Мы преподаем Каратэ-до так. Теперь по пунктам.
Подготовительные упражнения
Мы упражняем каждый мускул нашего тела, чтобы повысить его гибкость, силу и прочность, а затем мы выполняем фундаментальные ката, а именно — Санчин, Тенсё и Найфанти. Мы снова выполняем эти подготовительные упражнения после выполнения ката, для расслабления мышц. И еще мы выполняем дыхательные упражнения и спокойно отдыхаем.
Фундаментальные ката
Санчин, Тенсё и Найфанти — фундаментальные ката. Практикуя их, мы приобретаем правильную осанку. Мы умеем правильно вдыхать и выдыхать. Мы можем гармонично регулировать увеличение или уменьшение нашей мощи. Мы можем развить большую физическую мощь и сильную волю воина.
Дополнительные упражнения
Эти упражнения позволяют нам хорошо изучить Кайсю ката. Мы упражняем каждую часть нашего тела определенными движениями. Мы также работаем с различными снарядами для того, чтобы повысить нашу внешнюю силу вообще и силу отдельных частей тела.
Кайсю ката (ката, за исключением фундаментальных)
В наши дни у нас есть около 20 или 30 ката, и их названия различаются в зависимости от их создателей. В ката есть техники защиты и нападения, которые связаны должным образом. В нем есть несколько направлений движения, и это нечто вроде гимнастики. Мы должны выполнять ката, используя мощь сознания и тела в соответствии с его техническим назначением так, чтобы мы смогли понять принцип развязывания и связывания (в тексте untying and tying; возможно, имеется в виду расслабление и напряжение, «дзю» и «го» – прим. перев.)
Тренировка кумитэ
Мы собираем воедино Кайсю ката, которые мы уже изучили, и изучаем техники защиты и нападения, содержащиеся в Кайсю ката. Постигая их техническое предназначение, мы практикуем техники атак и защиты, пребывая в боевом духе, как в реальной ситуации.
Я подытожу так. Мы заставляем взаимодействовать сознание и тело при помощи фундаментальных ката Санчин, Тенсё и Найфанти. Мы развиваем дух боевых искусств, обретая боевую технику при помощи выполнения Кайсю ката и правильной тренировки кумитэ.
февраль 2019 г.
Автор: Мияги Тёдзюн (Chōjun Miyagi)
Перевод с японского: San Zinsoo (http://seinenkai.com/articles/sanzinsoo/outline.html)
Перевод: Павел Жданович (pavel.b.zhdanovich@gmail.com)