- Интервью с Бобом Хонибаллом — часть 2
Редакция: Как Вы оцениваете каратэ в прикладном аспекте?
Для меня, в Годзю-Рю важно не только практическое применение боевых техник, но также и обучение умению оценивать ситуацию, освоение правильного языка тела, формирование навыков, позволяющих справиться со страхом и стрессом (синдром «бей или беги»), обучение навыку использования выброса адреналина, развитие навыков применения таких психологических аспектов, как отвага, решимость и другие (дух каратэ). Я чувствую, что эти навыки и качества присутствуют в наших тренировках (если правильно тренироваться), а также в статьях и работах различных мастеров боевых искусств. Тем не менее, работа охранником дала мне ещё больше понимания этого аспекта каратэ. Я слышал, как некоторые каратэки говорят, что ката полезны лишь для развития техники и мало эффективны в реальных поединках. Мой опыт работы охранником в ночном клубе опровергает это. Очень часто я применял бункай или варианта бункая (практическое применение ката). Я только могу предположить, что люди, придерживающиеся такой точки зрения, либо мало знакомы, либо совсем не знакомы с бункаем ката, которые они практикуют. Для достижения максимальной эффективности ката и бункай должны отрабатываться совместно, чтобы они стали едины. Таким образом, когда вы практикуете ката, вы практикуете бункай, а когда практикуете бункай, вы практикуете ката. Если вы будете отрабатывать ката и бункай таким образом, то в реальных ситуациях ваш бункай станет мгновенным и эффективным.
Редакция: Я правильно понимаю, что Вы занимаетесь исследованием и в «других областях» Будо?
Боб Хонибалл: Я практикую стиль Ян Тайцзицюань в течении 8 лет под руководством моего учителя Пита Добсона. Изучение Тай Чи помогло мне в моих занятиях каратэ главным образом в освоении понимания стоек и техники «липких рук». Я также чувствую, что Тай Чи оказывает положительное влияние на моё здоровье и помогает сближению моего разума и тела.
Во время учебной поездки Пита в Новую Зеландию он тренировался с китайским мастером Ви Ки Цзиньом (Wee Kee Jin) (главный инструктор нашей Ассоциации, базирующейся в Новой Зеландии) и обнаружил, что также практикует стиль Гун Фу Белого Фуцзяньского Журавля. Мастер Ви Ки Джин фактически учился у известного мастера Тайцзи и Белого Фуцзяньского Журавля мастера Хван Сэн Сяня (Huang Sheng Shyan) (1910 — 1992). В свою очередь, мастер Хван изучал Белого Фуцзяньского Журавля под руководством мастера Се Чжунсяна (Xie Zhongxiang) (1852 – 1930), также известного как Рюрю Ко (Ryuru Ko). Кроме того известно, что основатель Наха Тэ мастер Хигаонна Канрё (Higashionna Kanryo) (1853 – 1916,) изучал стиль Белого Фуцзяньского Журавля под руководством мастера Се Чжунсяна (Рюрю Ко).
После того как мастер Хигаонна Канрё вернулся на Окинаву, мастер Хван, в возрасте четырнадцати лет, начал обучаться непосредственно у мастера Се Чжунсяна. После нескольких лет обучения, мастер Се Чжунсян отправил Хвана (на тот момент находящегося в позднем подростковом возрасте) вместе со своим старшим учеником – мастером Чэнь Ши Тьягом (Ch’en Shih Tiag) работать полный рабочий день в течение двух лет. В 1930 году мастер Хуан продолжил тренировки с другим известным представителем Белого Фуцзяньского Журавля мастером Пань Чунь Ньеном (P’an Ch’un Nien). На мой взгляд здесь очевидна историческая связь, которая интересна и важна для тех, кто серьёзно занимается изучением Годзю-Рю. Некоторые из наших додзё недавно посетили семинар по Белому Фуцзяньскому Журавлю, который проводил мастер Ви Ки Цзинь. Это был первый раз, когда мастер Цзинь преподавал Белого Фуцзяньского Журавля за пределами его собственной школы в Новой Зеландии. На этом семинаре мы изучали фундаментальную форму, под названием Пай Пу Лиэн (Pah Pu Lian) (также известную как Пайпурен (Happoren), подробнее о ней написано в «Бубиси» (Bubishi)).
В этой форме содержится серия из трёх шагов под названием «Санчин» (Sanchin), которая формирует основу стиля, концентрируя внимание на боевых принципах «глотать и плевать». Я должен сказать, что за то короткое время, что я практиковал эту форму, моё понимание и исполнение ката Санчин улучшилось. Мастер Цзинь попросил меня и моего ученика Пола Фреттера преподавать Белого Фуцзяньского Журавля под его руководством, что мы надеемся сделать в ближайшем будущем.
Пит Добсон также является буддийским священником. Хотя в течении многих лет меня интересовала связь между боевыми искусствами и буддизмом (в Китае и на Окинаве/в Японии) именно Пит вдохновил меня на опыт медитации. Сейчас я практикую Сото Дзэн (Soto Zen). Мастер Эйхэй Догэн (1200 — 1253) описывает Дзэн таким образом: «Изучать буддийский путь – значит познавать себя. Познать себя – значит забыть себя. Забыть себя – значит воспринимать себя как всех. Осознать это – значит отбросить тело и разум от себя и других. Когда вы достигните этой стадии, вы будете отрешены от просветления, но будете постоянно практиковать его, даже не думая об этом.» Дзэн или Чань, как говорят в Китае, оказало большое влияние на боевые искусства. Следует помнить, что китайские монахи Шаолиня, также, как и многие из Буси на Окинаве и самураев феодальной Японии, верили в важность Дзэн. Эти воины, некоторые из которых рисковали жизнями в реальных боях, считали, что изучение Дзэн необходимо, чтобы стать сильным воином и преодолеть свой страх смерти. Сейчас, современные спортивные психологи и консультанты по безопасности используют аналогичные принципы психологической настройки для спорта и выживания. Дзэн термин «Мусин» (Mushin) (пустота или отсутствие мыслей) и то, что спортивные психологи называют «нахождение в зоне» для меня одно и тоже. Те положительные качества, которые практикуют в Дзэн медленно, но верно влияют на моё каратэ и на мою жизнь. Японское изречение «Татакава зинсите катсу» (Tatakawa zushite katsu) говорит о том, что некоторые мастера боевых искусств демонстрируют истинный смысл состояния Будо, «победа без боя достигается победой врага внутри себя». Я считаю данное изречение верным.
Хотя я и практикую другие Будо и родственные направления искусств, я должен сказать, что Каратэ – моя первая любовь. Я изучаю только те искусства, которые, как я чувствую, могут помочь мне углубить моё понимание каратэ. Зачастую они делают это, мотивируя меня изучать, задавать вопросы и смотреть на моё каратэ с разных сторон.
Редакция: В 1997 году мастер Эйти Миядзато (Eiichi Miyazato) назначил вас «Сибустё» (Shibucho) – главой – Дзюндокан Великобритании. Что Вы можете сказать об этом и что Вы думаете о будущем дзюндокан в Великобритании?
Боб Хонибалл: Лично я не стремился к этому званию, но обстоятельства сложились таким образом. Однако, я сделаю всё возможное, чтобы выполнить то, что, по моему мнению, необходимо для оправдания доверия, которое сенсей Миядзато оказал мне. Как «Сибусё», я считаю своей главной задачей – сохранить и передать учение мастера Мияги Тёдзюна (Chojun Miyagi), полученное от сенсея Эйти Миядзато и Дзюндокана. Мой основной союзник в этом – сенсей Ричард Барретт. Ричард помогает мне, консультируя по различным вопросам, и мы оба берём на себя ответственность за обучение и аттестацию старших учеников в рамках федерации. Попытка сохранить учение Дзюндокан не означает, что мы ограничены в наших взглядах. Я и Ричард совместно с другими сенсеями нашей федерации постоянно ищем способы улучшить и усовершенствовать нашу практику и понимание Годзю-Рю. Это значит, что мы смотрим не только на принципы и учение мастеров, но также рассматриваем новые методы, разрабатываемые спортивными направлениями и другими каратэками.
Чтобы выжить как федерация нам нужно расти. Тем не менее, мы не собираемся снижать качество того, что у нас уже есть, чтобы увеличить число последователей путём коммерциализации нашей федерации. Вместо этого мы ищем додзё и каратэк, которые хотят сохранять, усовершенствовать и пополнять учение мастера Мияги Тёдзюна.
Редакция: У Вас есть какие-либо личные цели и задачи?
Боб Хонибалл: На этот вопрос сложно ответить. Люди иногда спрашивают меня, почему я всё ещё тренируюсь, и я честно отвечаю, что не знаю. Я думаю, это потому что каратэ с годами стало частью меня, так же как еда и сон, это то, чем я занимаюсь. Если я достаточно долго думаю об этом, то прихожу к мысли, что всё дело в совершенствовании и в том, что называется совершенством. Совершенствование заключается в том, что я всегда стремлюсь (с помощью всех возможных тренировок) улучшать свои ката, боевые навыки, силу и умственные качества, необходимые для каратэ. В каком-то смысле это совершенство, которое я ищу. Кажется, я могу почти дотронуться до него (в очень редких случаях), но оно всегда вне досягаемости. Стремление к совершенству – это мой способ поддерживать энтузиазм в моих занятиях каратэ. Я знаю, что для меня это недостижимая цель, но я надеюсь, что никогда не перестану пытаться достичь её.
Моя другая цель – это подготовить одного или нескольких учеников, которые превзойдут меня в моих небольших знаниях и навыках. Тем не менее, в сегодняшнем обществе «быстрых знаний» трудно найти учеников, которые действительно готовы потратить необходимое время и силы на то, чтобы стать квалифицированными каратэками.
Если возможно, то я хотел бы поблагодарить тех сенсеев и семпаев, которых я кратко упомянул в этой статье, которые оказали большое влияние и помогли мне на моём «Пути». Также я хотел бы сказать, что я ценю исследовательские работы, проводимые такими людьми, как Патрик МакКарти и Вы. Я надеюсь, что я не слишком наскучил Вам и Вашим читателям. Ещё раз спасибо!
март 2019 г.
Автор: Traditional Karate Magazine
Перевод: Алексей Юшкин (a.yushkin@jundokan-russia.ru)
Армен Григорян (agrig@jundokan-russia.ru)
Донсков Алексей (a.donskov@jundokan-russia.ru)