Совет Сенсея Боба Хонибалла: о том, как быть хорошим Сенсеем или Семпаем — Jundokan-Russia

Окинава Годзю-рю Каратэ-до Дзюндокан России

  • Совет Сенсея Боба Хонибалла: о том, как быть хорошим Сенсеем или Семпаем

Не всякий адепт Каратэ-до может стать хорошим Учителем.

Быть хорошим Сенсеем или Учителем – это само по себе искусство, и все сенсеи и семпаи всё время должны стремиться к совершенствованию своих навыков обучения.

Обязанностью всех сенсеев и семпаев является вести за собой, служить примером и показывать своим ученикам хорошую модель поведения. Служить примером означает, что все должны видеть, как Сенсей и Семпай трудятся изо всех сил, что они обладают самодисциплиной, проявляют заботу и уважение к Додзё, к тем, кто ведет тренировки и к своим собственным Сенсею и Семпаю; постоянно стремятся улучшить себя и своих учеников и строят всю свою остальную жизнь в соответствии с Додзё-Кун. Тем самым они будут вдохновлять своих учеников на то, чтобы те поступали так же.

Следует объяснить всем ученикам, почему в Додзё необходимо соблюдать дисциплину. Дисциплина жизненно важна. Как для того, чтобы ученики трудились со старанием и ощущали дух Каратэ, так и для того, чтобы обеспечить безопасную среду для тренировок. Некоторые плохие сенсеи используют дисциплину в Додзё для того, чтобы разобщать своих учеников, управлять ими в негативном смысле и утверждать тем самым своё негативное эго. Таким людям нельзя доверять управление Додзё. Дисциплина должна явно способствовать укреплению истинного духа Каратэ-до, развивать в учениках самодисциплину и строгое отношение к тренировкам.

Сенсей и Семпай должны всегда учить, поощряя своих учеников к усердию, к исследованию и шлифовке своего Каратэ-до. Тот Сенсей или Семпай, который стоит лицом к группе и дает инструкции, но никогда никого не поправляет, не побуждает своих учеников думать самостоятельно и задавать вопросы, не является хорошим учителем. Он подводит своих учеников.

Мастер Миядзато всегда поощрял в учениках старание, но он также вдохновлял их на то, чтобы они сами обдумывали, как им нужно изучать и оттачивать свои навыки каратэ, основываясь на том, что они узнали от Сенсея или Семпая, своего собственного опыта тренировок и принципов Годзю-рю.

Сенсей и семпай должны следить за тем, чтобы вся группа усердно занималась во время тренировки, но при этом нужно обучать и поправлять того, кто занимается, с учетом того уровня, на котором он находится. Мастер Миядзато всегда говорил, что он обучает Сё Дан с позиции Сё Дан, Сан Дан с позиции Сан Дан, а Го Дан с позиции Го Дан. Мы должны следовать этомы совету, занимаясь с нашими собственными учениками. Некоторые сенсеи и семпаи строят свои занятия, основываясь на том, чем бы хотелось заняться им самим, без учета того, что нужно их ученикам для развития, и это создает их ученикам негативную среду.

Вместо этого, когда Сенсей и Семпай организовывают занятия в соответствии с индивидуальными нуждами своих учеников, они должны руководствоваться Программой обучения.

Когда я обучаю, я всегда стараюсь руководить личным примером, побуждать занимающихся усердно работать, вдохновлять словами и демонстрацией отдельных моментов. Я уделяю каждому одинаковое внимание и слежу за тем, чтобы никто не ушел, не получив хотя бы одной поправки.

Когда Сенсей или Семпай поправляет ученика, он должен прежде всего остановиться на наиболее существенных ошибках, а уже потом углубляться в более детальные поправки.

Однако нужно помнить, что именно ученик дает возможность себя обучать, в том смысле, что когда Сенсей или Семпай учит «А», он не может научить «Б», пока ученик не будет правильно выполнять «А». Таким образом, упор нужно делать на том, чтобы ученик мог достаточно попрактиковаться в том, чему его учат, чтобы учитель получил возможность обучать его дальше.

Сенсей и Семпай не должны поправлять своих учеников в негативной форме, употребляя такие фразы, как «это плохая техника», «нужно разучить это получше», «ты никогда не стараешься», «у тебя нет боевого духа». Вместо этого следует использовать такие фразы: «твоя техника в порядке, но следует отшлифовать ее, выполняя вот это…», «постарайся лучше осознать то, что ты делаешь», « чтобы получить максимум от тренировок ты должен работать усерднее», «чтобы добиться эффекта, тебе нужно поднять свой боевой дух». Для некоторых это вполне очевидно, но некоторые, включая, в прошлом, и меня, могут не замечать своих негативных интонаций и отношения. Когда к ученикам относятся с негативом, это заставляет их думать, что совершенствоваться трудно или вовсе невозможно. Они также начинают считать себя плохими учениками, и у них возникает недостаток доверия к Сенсею или Семпаю. Поправки всегда должны быть понятными, но делать их нужно в позитивной манере, это поддерживает ученика и побуждает его к тому, чтобы улучшать себя. Сенсей и Семпай никогда не должны принижать ученика перед всей группой. Если это вопрос дисциплины, с учеником следует поговорить отдельно и разъяснить ему суть его поступков.

Сенсей и Семпай должны проинструктировать своих учеников, что они должны доверять тому, что им преподают, и в то же время анализировать то, чему их обучают, чтобы прийти к собственному пониманию. Исправление и анализ ошибок учеников, как и побуждение их к тому, чтобы задавать вопросы, помогает Сенсею и Семпаю глубже обдумывать то, чему и как они учат; на этом пути можно учиться у собственных учеников.

Сенсей и Семпай должны руководствоваться Программой, чтобы оценить развитие учеников и подготовить их к аттестации. Им также следует побуждать учеников к составлению собственного режима тренировок, в зависимости от своих слабых и сильных качеств. Их тренировки должны быть нацелены на искоренение слабых сторон, но в то же время и на развитие сильных.

Сенсей или Семпай должны побуждать учеников готовиться к аттестации, практиковать, репетировать. Необходимо давать советы, как делать это наилучшим образом, дать ученикам время и место в Додзё, чтобы этим заниматься.

Что касается моих собственных тренировок, то я всегда говорю ученикам, что тот день, когда я брошу тренироваться, будет днем, когда я перестану себя улучшать. Мы никогда не должны думать, что мы мастера, потому что когда мы подумаем так, мы перестанем познавать и совершенствовать себя. Мы всегда должны оставаться скромными и думать о себе как об учениках; поступая так, мы приобретем то, что в Дзен-буддизме называется «сознанием начинающего». На этом пути мы сохраним свой настрой на то, чтобы дальше шлифовать и углублять нашу практику Каратэ-до.

Я начал учиться боевым искусствам в 1967 году, и с тех пор я встречал как много хороших, так и некоторых плохих учителей. Когда я впервые начал обучать, я был настроен делать это так хорошо, как только смогу. Я никогда специально не тренировался, чтобы быть учителем, и в том, что я написал, я исхожу из собственного опыта обучения других, начиная с первой половины 1970-х. По сей день я стараюсь быть результативным и искренним сенсеем. Тем не менее, и у меня, наряду с успехами, были ошибки, и я хочу, чтобы Сенсеи и Семпаи, за которых я отвечаю, учились на моем опыте.

сентябрь 2017 г.

Автор: Боб Хонибалл (Bob Honiball), 8 Дан Дзюндокан.

Перевод:Павел Жданович

 

Опубликовано: 03.10.2017 в 14:36

Категории: Материалы,Разное