Китайские корни Годзю-Рю часть 2 — Jundokan-Russia

Окинава Годзю-рю Каратэ-до Дзюндокан России

  • Китайские корни Годзю-Рю часть 2

«В этом цикле из 3-х частей Матье Равиньят разбирается в путанице в отношении происхождения Годзю-Рю и его китайских корней. Обосновав, что стиль практикуемый Канрё Хигаонны, является родственным стилю Белого Журавля (Whooping White Crane), мы постараемся объяснить почему современный стиль Годзю-Рю так сильно отличается от Белого Журавля (Whooping White Crane) и Тоон-Рю (Toon-ryu). Для этого мы разберём изменения, внесённые Мияги Тёдзюном (Miyagi Chojun) после его пребывания в Китае.»
— Матье Г. Равиньят —

Как было сказано в первой части, между Тоон-Рю (To’on-ryu) и Годзю-Рю (Goju-ryu) существует множество отличий. Этот факт подтверждается Дай Сенсеем Мейтоку Яги в его книге «Жизненная драма мужчины, Мэйтоку» («The Life Drama of the Man Meitoku»), где он рассказывает про свой визит к Кьёда Дзюхатсу в 50-х годах. Дай Сенсей обратился к Сенсею Кьёде (Kyoda) с просьбой стать председателем стиля Годзю-Рю на Окинаве. Кьёда (Kyoda) ответил, что его не заботит Годзю-Рю, подразумевая, что этот стиль слишком отличается от Тоон-Рю (To’on-ryu) – и ему не нравится, что Мияги (Miyagi) сделал с учением Хигаонны (Higaonna’s) (Yagi, 2000, p. 172-174, перевод Mario McKenna). Из всего этого можно сделать предположение о существовании различий.

Основные отличия

Это предположение также подтверждается исследованиями Марио МакКенны (Mario McKenna), опубликованными в журнале «Азиатские боевые искусства» № 3, ч.3. МакКенн пишет, что из пяти ката, преподаваемых Хигаонной: Сансеру, Сейсан, Санчин, Супаринпей и Нейпай, четыре встречаются в Годзю-Рю, хоть и в слегка изменённой форме. Согласно его интервью, у старшего мастера Тоон-Рю (To’on-ryu) Канзаки Сигеказу (Kanzaki Shigekazu), Тоон-Рю и Годзю-Рю различны как в общем исполнении, так и в некоторых особенностях исполнения ката.

Тоон-Рю характеризуется быстрыми пружинящими движениями и уделяет мало внимания стойкам с акцентом на укоренение, которыми в свою очередь характеризуется Годзю-Рю. В целом, техника Тоон-Рю имеет более круглую, гладкую и плавную форму, чем в Годзю-Рю. Определённо, в Тоон-Рю больше просматриваются присущие ему китайские особенности (McKenna, 2000, стр. 37).

МакКенна также уделяет внимание разнице в постановке кулака. В Тоон-Рю, Сёрин-рю и большинстве других китайских системах кулак находится чуть выше тазобедренного сустава, в Годзю-Рю кулак находится рядом с грудной клеткой. Но, возможно, самое большое отличие между Тоон-Рю и Годзю-Рю заключается в методике преподавания. МакКена описывает это так: ученики в додзё Кьёды осваивают ката и бункай самостоятельно, а затем делятся своими соображениями с Кьёдой, который тщательно изучает их и одобряет или не одобряет данную интерпретацию. Учеников никогда не обучают бункаю и им приходится самостоятельно интерпретировать элементы, выполняемые в ката, таким образом развивая своё мышление. На третьем году обучения, ученики должны продемонстрировать развитые таким образом навыки на примере простых и сложных форм.

Все эти отличия довольно хорошо демонстрируют то, что Тоон-Рю гораздо ближе к китайским боевым искусствам и, предположительно, к стилю, практикуемым Хигаонной.

Отличия в ката

Санчин

Существенные различия существуют также и в базовых ката этих стилей. В Тоон-Рю Санчин выполняется с открытыми ладонями, тогда как в Годзю-Рю ладони сжаты в кулаки. Согласно Канзаки Сигеказу, это изменение, внесение которого приписывают Мияги, на самом деле появилось из-за его личных предпочтений, и позже закрепилось в практике учеников Мияги. Гранд Мастер Тоон-Рю Хигаонна обучая Кьёду Дзюхатсу говорил ему, что тот может выполнять ту форму, которая ему больше подходит (либо открытые ладно, либо сжатые в кулаки). Также, в версии Тоон-Рю стойки выполняются шире, чем в Годзю-Рю, что вероятно, также является предпочтением (McKenna, 2000, стр.37-38).

Согласно Сигеказу, более существенное отличие в выполнение ката Санчин заключается в методике дыхания. В Тоон-Рю не выполняется вдох перед возвращением руки в начальное положение. Адепты Тоон-Рю выполняют следующий вариант: вдох во время взвода руки и непрерывный выдох с небольшим, но выраженным «su» при выполнении удара и возвращении руки в начальное положение. Кстати, это очень напоминает то, как дышат адепты Уэти-Рю при выполнении ката Санчин. Сигеказу говорил, что Мияги изменил метод дыхания, после его поездки в Китай (McKenna, 2000, стр.37-38).

Сейсан

Сейсан отличается в Тоон-Рю и Годзю-Рю по причине того, что Кьёда Дзюхатсу решил не давать своим ученикам версию Канрё Хигаонны, потому что её преподавали в Годзю-Рю, и обучал версии, полученной от двоюродного брата Канрё Хигаонны. Сообщается, что обе эти версии практически не отличаются (McKenna, 2000,стр. 48).

Супаринпей/Печурин

Супаренпей и Печурин по существу являются одним и тем же ката, и отличаются только названием. По словам Сигеказу: “Вероятно, что поездка Сенсея Мияги в Китай повлияла на то, что он решил изменить название ката” (McKenna, 2000, стр.49)

Сансеру

Версии, выполняемая в Тоон-Рю и в Годзю-Рю, являются совершенно разными. Матаёси Синпо (Matayoshi Shinpo) говорил, что Мияги не изучал ката Сансеру у Хигаонны. Также, согласно Сигеказу, в версии Тоон-Рю в два раза большей движений чем в версии Годзю-Рю, со множеством длинных атакующих и прыгающих движений. В течении двух лет, когда Мияги мог изучать данное ката у Хигаонны, он проходил обязательную воинскую повинность вдали от дома. К тому же не осталось источников, которые могли бы сообщить где Мияги обучался этому ката. По мнению МакКенны, он изучил его в 1915 году во время поездки в Фучжоу (McKenna, 2000, стр.48).

Тенсё/Роккиси

Согласно МакКенну, Роккиси представляет из себя набор техник, изучаемых в Тоон-Рю сразу после ката Санчин. У этих техник много общего с ката Тенсё, но они не были систематизированы в полноценные ката. Считается, что и Мияги, и Кьёда независимо друг от друга создали Тенсё и Роккиси в результате общения с Гокенки (Gokenki) и на основании собственных исследований «Убэй чжи» (Bubishi) (McKenna, 2000, стр.38).

Снаряды, применяемые в обучении

В практике Тоон-Рю применяется снаряд под названием какиете (kakete), который очень похож на китайский «Muk Jong». Снаряд представляет из себя деревянный манекен на котором отрабатывается техника «липких рук» (kake), удары, толчки, техника ударов ногами и др. (McKenna, 2000, стр.53).

Изменения Мияги Тёдзюна

Таким образом, можно говорить о том, что четыре общих ката претерпели те или иные изменения, внесённые Мияги, хотя у ката Печурин было изменено только название. Также ни одно из следующих ката: Сайфа, Сисочин, Курурунфа и Сэйпай – не встречаются в Тоон-Рю. Гранд-Мастер Тоон-Рю Канзаки Сигеказу также не знает, где Мияги мог их изучить. Однако, учитывая его мнение по поводу того, что название Печурин и дыхание в Санчин были изменены после поездки Мияги в Китай, можно предположить, что эта поездка значительно повлияла на его каратэ. Но у нас есть более веская причина верить тому, что эта поездка оказала глубочайшее влияние на его каратэ – слова самого Мияги. В Протоколе со Встречи Мастеров 1936 года, переведённого Патриком МакКарти, Мияги Тёдзюн отвечает на вопрос о том, действительно ли причиной его поездки в Китай было углубленное изучение каратэ-до: «Хотя я и не начинал своё обучение в Китае, я отправился туда с осознанием того, что в этом месте я смогу ещё больше продвинуться в изучении Кунг Фу» (McCarthy, 1999, стр.61). Он также упоминает конкретное место, где он пребывал, находясь в Китае: «Когда я посетил Буву (Buwa) оказалось, что китайцы знакомы с термином Тодэ (Toudi)» (McCarthy, 1999, стр. 64).

Следовательно, можно сделать следующие выводы:

  1. Исследование, проведённые Мияги, является главным фактором, повлиявшим на то, как сформировалось современное Годзю-Рю
  2. Именно поездка в Китай оказала наибольшее влияние на его исследование.

Другими словами, можно выделить основные факторы, послужившие причиной внесения изменений и дополнений в стиль практикуемый Канрё Хигаонной:

  1. Исследование Мияги в Фуцзянь
  2. Исследование Мияги вместе с его коллегами в Кенкукай (Kenkyukai) (Исследовательское общество каратэ (A Karate Research Society)), в особенности с его друзьями Даики (Daiki) и Гокенки (Gokenki).

Слабые места в этой теории

По моему мнению, не стоит рассматривать посещение Шанхая Сенсеем Мияги как основную причину, повлиявшую на каратэ Мияги (о котором много рассказывал уважаемый Сенсей Ричард Ким (Richard Kim) и о котором Патрик МакКарти строит много размышлений), поскольку, по словам Морио Хигаонны, в «История Окинавского каратэ Годзю-Рю» (History of Karate Okinawa Goju Ryu), Мияги Тёдзюн пребывал в Шанхае в течении шести недель, и большая часть времени была потрачена на официальные мероприятия (Higaonna, 1996, стр.78). Невозможно, даже будучи величайшим из мастеров, изучить систему за шесть недель.

Что ещё более важно, я также не рассматриваю теорию Морио Хигаонны и многие схожие с ней теории о том, что Мияги мог обучиться дополнительным ката у Канрё Хигаонны (Higaonna, 1996, стр.51). Эта теория ошибочна по многим причинам, но главным образом потому что теория утверждает, что Мияги по каким-то причинам был привилегированным у Хигаонны и обучился пяти ката, хотя их не знал Кьёда Дзюхатсу, который являлся старшим учеником. По мнению исследователя Джо Свифта (Joe Swift), из «Драгон Таймс» (Dragon Times), эта идея не выдерживает критики, поскольку это означало бы, что Мияги изучил на пять ката больше чем Кьёда, и это несмотря на то, что Мияги на два года был призван на военную службу в то время как Кьёда обучался ката Сансеру (электронная копия McKenna, downloaded January 22, 2003, стр.3). Также я считаю маловероятным, что Канрё Хигаонна, который, по всеобщему мнению, был человеком высоконравственным, мог так несправедливо поступить по отношению к такому преданному и уважаемому ученику, как Кьёда Дзюхатсу. В заключении можно добавить, слова Морио Хигаонны, который говорил, что Мияги завидовал Кьёде, потому что тот знал Сансеру. Разве стал бы завидовать человек, обученный учителем пяти дополнительным ката, кому-то, кто знает всего лишь одно ката, неизвестное ему?

Другие источники влияния

Более чем вероятно, что Канрё Хигаонна обучал своих учеников всего лишь четырём ката, трём из которых был обучен Мияги. Кстати, есть особенности выполнения, указывающие на это. Сенсей Хин Пун Чан (Hing Poon Chan) отмечал, что все ката Хигаонны начинаются из положения Санчин. Сейсан, Супаринпей, Сансеру и Санчин начинаются похоже, но Сейпай, Курурунфа, Сисочин и Сейючин начинаются не так. Сисочин отличается от старых ката, исключительно потому что выполняется с открытыми ладонями. Кроме того, Чарльз Свифт (Charles Swift) в 23 номере «Драгон Таймс» писал, что все формы Хигаонны симметричны, и вся техника выполняется под правую руку (Charles Swift, 2003, стр.11). Другие ката в системе Годзю-Рю (Курурунфа, Сейпай, Сейючин и Сисочин) этого не делают. Это ещё одно доказательство, что они были получены не от Хигаонны.

Если всё вышеизложенное является правдой, то в качестве факторов, повлиявших на формирование современного Годзю-Рю остаётся рассматривать поездку Мияги в Фуцзянь, а также влияние других китайских мастеров, живших на Окинаве, таких как Гокенки и Даики.

Поездка в Фуцзянь

Сенсей Мияги Тёдзюн дважды посещал провинцию Фуцзянь в Китае, но самое долгое посещение длилось в течении двух лет с 1915 по 1917 год (Yagi, Wheeler, Vickerson, 1998, стр.46). Прибыв туда он, к сожалению, обнаружил, что из-за Ихэтуаньского восстания многие мастера Кунг Фу бежали в другие районы Юго-Восточной Азии. Таким образом, он обнаружил только остатки стиля, который изучал Хигаонна.

Тем не менее, Мияги смог найти младшего ученика Рю Рю Ко (Ryu Ryu Ko’s (Wai Xianxian), который на тот момент был ещё жив. Согласно исследованию, проведённому Морио Хигаонной, найденный Мияги ученик Рю Рю Ко сказал ему, что он не знает кого-либо в Фуцзянь, кто преподавал бы этот стиль (Higaonna, 1996, стр.55). В этом случае Мияги Тёдзюн мог остаться искать школу или учителей, практикующих этот стиль. Мог ли он изучать Кулак пяти предков Кунг Фу (Five Ancestor Fist Kung Fu)?

Кулак пяти предков Кунг Фу?

Сравнение Годзю-Рю и Кулака пяти предков Кунг-Фу является важным аспектом, так как трое отдельных исследователей: Александре Ко (Alexandre Co), Фудзивара (Fujiwara) и Гима (Gima) – считают, что этот стиль Кунг-Фу является наиболее близким китайским стилем стилю Годзю-Рю. Александре Ко в своей книге «Кулак пяти предков Кунг-Фу» (Five Ancestor Fist Kung Fu) рассказывает про сходства между этими стилями и предполагает, что Мияги Тёдзюн обучался этому стилю в Китае (Alexandre Co, 1995, стр. 30-36). В тоже время Фудзивара и Гима сообщают, что влияние этого стиля на формирование Годзю-Рю могло быть более тонким, благодаря Даики, который являлся членом китайского Кенкукай и, вероятно, был мастером Кулака пяти предков Кунг-Фу (рассмотрим это позже) (Fujiwara & Gima, 1986, стр. 35). В любом случае имеются существенные доказательства, указывающие на связь между этими стилями.

Кулак пяти предков Кунг-Фу состоит из пяти отдельных стилей Кунг-Фу:

  1. Белый журавль (White Crane);
  2. Тай Чи (Tai Cho) (Тай Цзи цюань (Tai Tzu quan) или императорский бокс династии Сун (Sung dynasty emperor boxing));
  3. Лохан (Lohan) (Лоханцюань (Luohanquan) или методика Буддийских Архатов (Buddhist Arhat methods));
  4. Као Кун (Kao Kun) (Хуцуань (Huquan), Обезьяна (Monkey));
  5. Тат Цунь (Tat Chun) (Ицз Инь Цзин (Yin Jin Jing), метод Бодхидхармы).

Интересно, что два из этих стилей (Белый Журавль и Лохан) имеют прямую историческую связь с Годзю-Рю. Целесообразно сравнить то, что нам известно о Кулаке пяти предков Кунг-Фу и Годзю-Рю.

Однако, прежде чем провести это сравнение, рассмотрим другие теории. Так, например, МакКенн и Свифт в своей статье, опубликованной в «Драгон Таймс», пишут об исследованиях, проведенных Кендзё Акио (Kinjo Akio) и Токасики (Tokashiki), которые демонстрируют, что стиль, практикуемый в Фуцзянь содержит формы животных и от сюда идут истоки всех ката в Годзю-Рю (McKenna и Swift, 2000, стр.35). Икен (Iken) и Кендзё (Kinjo) полагают, что первоначальные значения имён ката были забыты, и что большинство из них имели форму и название, производные от животных. Интересно, что в этот список не входят формы, преподаваемые Хигаонной, названия которых содержат числа (McKenna и Swift, 2000, Dragon Times, стр. 35). Речь идёт только о тех «таинственных ката», которые Мияги включил в свою систему. Такие формы, образованные от животных, существуют и в Фуцзяньском Кунг-Фу, но также имеются формы с традиционными названиями. Если сравнить значения традиционных названий ката, полученные от Дай Сенсея Яги Мейтоку (Dai Sensei Yagi Meitoku), и названия Кулака пяти предков можно обнаружить совпадения в названиях, образованных не от названий животных. Также, значения традиционных названий ката, полученные от Дай Сенсея Яги можно обнаружить как минимум в одной системе Фуцзяньского Кунг-Фу. Следовательно, нет оснований полагать (как Икен и Кендзё), что со временем названия были забыты или трансформированы относительно их китайских предков. Кроме того, нет оснований сомневаться в значении и смысле названий. Такое этимологическое изменение может иметь место в японском каратэ где отличные иероглифы, но маловероятно для окинавцев, понимающих китайские иероглифы, таких как Дай Сенсея Яги Мейтоку. Впрочем, если бы эти названия не встречались в каких-либо стилях китайских боевых искусств, то у нас было бы больше оснований усомниться в названиях ката, дошедших до нашего времени.

Сходства в названиях

В Кулаке пяти предков можно выделить следующие ката схожие по названию с ката Годзю-Рю, названия и значения взяты из Alexandre Co, 1996, стр. 145:

  • Сань Чиен (Sam Chien) (три войны (битвы) тензии): Санчин (Sanchin)?
    (Это наиболее популярная интерпретация значения, происходящая от Кулака пяти предков. Согласно Сенсею Чан (Sensei Chan), Чиен (Chien) – это слово, используемое во всех формах Фуцзяньского диалекта. Оно означает растяжение или напряжение (противоречие, возникающее в теле) и никак не связано с напряжением, или битвой, в дзен-буддийском религиозном представлении о разуме, теле и духе. Неизвестно, откуда происходит эта философская идея. Сань (Sam, три) относится к характеристике формы и, вероятно, означает три шага. Неизвестно какое значение Тоон-Рю закладывает в название ката Санчин).
  • Сы Мун Ква (Se mun kwa) (размашистое движение в четырёх направлениях): Сисочин?
  • Чин лит а (Chian lit a) (рубящая атака): Сайфа?
  • Си мун тиа ча (Se mun tia cha) (отводы/прерывания в четырёх направлениях): Курурунфа?
  • Сачап лак тиан конг ват (Sachap lak tian kong wat) (тридцать шесть шагов обезьяны): Сансеру?

Возможно, что названия ката – это просто особенности окинавского произношения китайских форм Кунг-Фу, среди которых могут быть и те, что происходят не из Кулака пяти предков.

Другие сходства

В Кулаке пяти предков основной боевой позицией, так же, как и в Годзю-Рю, является Санчин, хотя она выполняется немного шире, а также аналогично положение кулака, рядом с грудной клеткой. Однако, согласно исследованию Александре Ко про Сань Чиен, не существует сходства между дыханием в Сань Чиен и Санчин (Alexandre Co, 1996, стр.79). Но имеются другие сходства, которые весьма любопытны, особенно для практикующих Мейбукан. Например, большинство времени практикующие Кулак пяти предков держат свои кулаки так чтобы костяшки пальцев и большой палец были направлены внутрь и располагались рядом с грудной клеткой. Аналогично выполняются ката созданные Дай Сенсеем Яги (Dai Sensei Yagi) в Мейбукан, что является результатом его собственного исследования в Тайване. Эта особенность, принесённая Дай Сенсеем Мейтоку Яги, может указывать на изменения, внесённые Мияги. Дай Сенсей Яги провел пару лет в Тайване, куда бежали многие мастера Фуцзяньского Кунг-Фу во времена Китайской коммунистической революции. Такое массовое бегство из Фучжоу (Fouzhou) подтверждается Морио Хигаонной в его книге «История Окинавского каратэ Годзю-Рю» (History of Karate Okinawa Goju Ryu) (Higaonna, 1996, стр.55). В заключении стоит уделить внимание названиям в Кулаке пяти предков, которые являются производными от названий животных, также как и в ката Мейбукан:

  • Нго хо чин (Ngo ho chien) (Пять тензий тигра): Байко (Byako)? (Белый тигр);
  • Хонг би чин (Hong be chien) (Тензии хвоста Феникса): Судзаку (Shujaku)? (Красная птица – Чжу-Цюэ);
  • Лиенг тао чин (Lieng tao chien) (тензия головы Дракона): Сейрю (Seiryu)? (Зелёный дракон);
  • Тиан те лин чин (Tian te lin chien) (Небо и земля и тензия человека): Тенчи (Tenchi)? (Небо и земля).

Гимбо (Gimbo) (черная черепаха, обвитая змеёй) не встречается в системе Кулак пяти предков.

Также встречаются и другие сходства между Годзю-Рю и Кулаком пяти предков, в частности в стратегиях, методике тренировки тела и механике. Более подробно об этом написано в книге Александре Ко «Кулак пяти предков Кунг-Фу» (Five Ancestor Fist Kung-Fu) (Alexandre Co, 1996, стр.30-36).

Хотя все эти сходства в атрибутах и названиях незначительны, но они указывают на то, что названия ката, добавленных Мияги Тёдзюном, встречаются как минимум в одной боевой системе, практикуемой в Фуцзянь. Поэтому у нас нет оснований сомневаться в теории, согласно которой Мияги Тёдзюн добавил в учебную программу Хигаонны ката, изученные им во время поездки в Фуцзянь в 1915 году.

Забытые ката?

Однако, следующие ката не рассматриваются в приведённом выше сравнении с боевой системой, практикуемой в Фуцзянь: Сейпай, Гекисай Ити, Гекисай Ни и Тенсё.

Я считаю, что ката Сейпай близко к стилю южного Лохан Шаолиня (southern Lohan Shaolin). Число 18 является священным буддийским числом, а ката может быть связано с южной формой Лохан Ши Ба Шоу Цуань (Lohan Shr Da Shou Quan) (18 рук святых Архат или Буддистов). Скорее всего, это ката было изучено Мияги Тёдзюном на Окинаве или в Китае, либо от Даики, либо от Гокенки.

Хорошо известно, что ката Гекисай Ити и Гекисай Ни не имеют китайского происхождения и были разработаны Мияги и Сосином Нагамине (Shoshin Nagamine) как базовые ката для школьной системы Окинавы. Затем они включили эти ката и в свои системы. Касаемо Тенсё, считается, что Тенсё было создано в результате взаимодействия Мияги и Гокенки, а также, что оно сформировалось на основе исследования и под влиянием «Бубиси» (Bubishi).

Кенкукай и Бубиси

Влияние Китая на Окинаве на формирование Годзю-Рю не менее очевидно. Чтобы понять это, важно знать о друзьях Мияги Тёдзюна в Кенкукай (Исследовательское общество Каратэ). Ими были китаец Даики (как известно, являющийся учителем Кулака пяти предков) и Гокенки (мастер Белого Журавля, который путешествовал вместе с ним в Китай). Также важно рассмотреть китайское боевое руководство «Бубиси». Их влияние на каратэ Мияги Тёдзюна будет рассмотрено в 3-й части.

Заключение ко 2-й части

В заключение можно сказать, что различия между Годзю-Рю и Тоон-Рю в основном обусловлены независимыми исследованиями Сенсея Мияги. Во-вторых, ката, добавленные Мияги, могут иметь китайское происхождение, но из другого источника, не только от Канрё Хигаонны. В-третьих, можно смело утверждать, что с 1915 по 1917 год Мияги Тёдзюн изучал в Китае Кулак пяти предков Кунг-Фу или ему подобный стиль, что объясняет происхождение пяти ката, полученных им не от Канрё Хигаонны.

Литература

  1. Co, Alexandre L., Five Ancestor Fist Kung-Fu, Tuttle, 1996.
  2. Fujiwara, R.G., Shinkin, Kindai Karate-do no Rekishi wo Kataru (Conversations on the History of Modern Karate-do), Tokyo, Baseball Magazine, 1986.
  3. Higaonna, Morio, The History of Karate: Okinawan Goju Ryu, Dragon Books, 1996.
  4. Hokama, Tetshiro, History and Traditions of Okinawan Karate, Master Publications, 1993.
  5. McCarthy, Patrick, Bubishi: The Bible of Karate, Tuttle, 1995.
  6. McCarthy, Patrick, Ancient Okinawan Martial Arts: Koryu Uchinadi, Vol.2, Tuttle, 1999.
  7. McKenna, Mario & Swift, Joe, Etymology of Goju Ryu Kata, Dragon Times Vol.21, 2001.
  8. McKenna, Mario Wu Xianhui and Tang Daiji: Pioneers of Okinawan Karate, Dragon Times Vol.20, 2000.
  9. McKenna, Mario, To’on Ryu: A Glimpse into Karate-Do’s Roots, Journal of Asian Martial Arts, Vol .9, No.3, 2000.
  10. McKenna, Mario, Kanzaki Shigekazu: An Interview with To’on Ryu’s Leading Representative, Journal of Asian Martial Arts Vol.9 No.3, 2000.
  11. McKenna, Mario, Web document, Who learned what in Higashionna Kanryuo’s Nahate, downloaded January 22, 2003, nhate.freewebsites.com/higashionnastu dents.html.)
  12. Miyagi, Chojun, An Outline of Karate Do (transl. McCarthy), IRKS, 1993.
  13. Nagamine, Shoshin, Tales of Okinawa’s Great Masters (transl. McCarthy), Tuttle,2000.
  14. Ohtsuka, Tadahiro, Bubishi, Baseball Magazine 1991.
  15. Swift, Charles J., The Kenpo of Kume Village,Dragon Times Vol.23, 2003, p.10,11, 12 and 34. Yagi, Meitoku, The Life Drama of the Man, Meitoku, 2000, p.172-174, translated byMario McKenna 2001, posted on Goju.net) Yagi, Wheeler, Vickerson, Okinawan Karate-Do Gojyu Ryu Meibukan, Action Press, 1998.

октябрь 2017 г.

Автор: Матье Г. Равиньят (Mathieu G. Ravignat)

Публикация: Meibukan Magazine No 3 September 2004

Перевод: Алексей Юшкин

 

Опубликовано: 17.10.2017 в 14:32

Категории: История